Ремонт масляного насоса дизельного двигателя (ЯМЗ-236; ЯМЗ-238)
Капитальный ремонт двигателя. А вы проверяете (ремонтируете) масляный насос?
Снижение мощности двигателя, повышенный расход топлива и масла, падение давления масла – все это признаки приближающегося капитального ремонта двигателя. Качественный капитальный ремонт сложная и кропотливая процедура. Большинство мотористов и водителей знают, что при капитальном ремонте необходимо заменить вкладыши, прошлифовать коленчатый вал, заменить поршневую и так далее. Однако мало кто обращает внимание на такой узел как масляный насос. Большинство считают, что раз насос работал до капитального ремонта, то будет работать и после. Так же как изнашиваются детали двигателя, изнашивается и масляный насос.
Капитальный ремонт двигателей наша организация проводит в соответствии с нормативно-технической документацией заводов-изготовителей, где обязательным пунктом значится проверка масляного насоса. Он проверяется по следующим параметрам: утечки масла, производительность, давление нагнетания масла, давление открытия клапанов, нагрев корпуса.
Основные дефекты масляного насоса бывшего в эксплуатации это повышенные утечки через зазоры насоса и клапанов. Утечки масла отрицательно влияют на производительность масляного насоса и снижают создаваемое насосом давление. В книге «Проектирование технологических процессов сборки машин» под редакцией А. А. Жолобова приведены основные данные по утечкам масла:
- при радиальном зазоре в 0,15 мм утечки масла составляют 0,44 л/мин;
- при боковом зазоре между зубьями в 0,45 мм утечки масла составляют 4,49 л/мин;
- при торцевом зазоре в 0,12 мм утечки масла составляют 1,8 л/мин;
Из-за повышенных утечек масла снижается давление и производительность насоса. Клапаны насоса настроены на срабатывание при определенном давлении. Однако усталость пружины и износ плунжера уменьшает давление срабатывания клапана. В результате после капитального ремонта двигателя уменьшенные зазоры создают повышенную нагрузку на масляный насос.
Проверка масляного насоса проводится на специальном стенде (рисунок 1) который оборудован: манометрами для измерения давления нагнетания масляного насоса и давления срабатывания клапанов масляного насоса; расходомерам большой и малой производительности для проверки обоих секций насоса.
Рисунок 1. Общий вид стенда для проверки масляных насосов
Результаты проверки масляного насоса заносятся в дефектовочную ведомость (таблица 1) и сравниваются с нормативными значениями. На основании полученных данных дается заключение о пригодности насоса для дальнейшего использования или проведения его ремонта. После проверки насоса проводится проверка клапанов насоса и при необходимости регулировка на давление срабатывания и утечки масла. При капитальном ремонте двигателя проводится обязательная проверка, регулировка и промывка насоса и его клапанов.
Карта проверки масляного насоса
Заказ-наряд № ___________________
Марка, модель: _________________
№ |
Наименование |
Номинальный размер, мм |
№ |
До ремонта |
После ремонта |
Заключение: ремонт/брак |
|
Нагнетающая секция насоса |
|||||||
1 |
Производительность |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
Давление открытия клапана |
|
2 |
|
|
|
|
3 |
Максимальное давление |
|
3 |
|
|
|
|
4 |
Дополнения |
Температура, утечки … |
4 |
|
|
|
|
Радиаторная секция насоса |
|||||||
1 |
Производительность |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
Давление открытия клапана |
|
2 |
|
|
|
|
3 |
Максимальное давление |
|
3 |
|
|
|
|
4 |
Дополнения |
Температура, утечки … |
4 |
|
|
|
Карта дефектовки клапанов насоса
№ |
Наименование |
Номинальный размер, мм |
№ |
До ремонта |
После ремонта |
Заключение: ремонт/брак |
|
Нагнетающая секция насоса |
|||||||
1 |
Внутренний диаметр корпуса |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
Диаметр поршня клапана |
|
2 |
|
|
|
|
Радиаторная секция насоса |
|||||||
1 |
Внутренний диаметр корпуса |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
Диаметр поршня клапана |
|
2 |
|
|
|
Примечание: ___________________________________________________________
Выполнил: _____________________________
ОТК ______________________________
Начальник производства: _______________________